Претензионное письмо как инструмент досудебного решения споров

Потенциальному истцу можно обращаться в суд только по истечение срока претензии, при этом в большинстве случае она остается без ответа. Тем не менее эту стадию взыскания долга нельзя опустить. Разберемся, что такое претензионное письмо, какова его форма и когда досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным.

 

Что такое претензионное письмо?

Согласно Гражданскому (ст. 10) и Хозяйственному процессуальному (ст. 6) кодексу РБ досудебное урегулирование споров является обязательным. Перед тем, как обращаться в суд кредитору необходимо сначала направить должнику претензию – письменное предложение о добровольном урегулировании спора и исполнении обязательств по уплате денежных средств или передаче имущества. Однако этот способ помогает обеим сторонам сэкономить средства на решение спора и договориться о компромиссах. 

Порядок предъявления претензии, ее содержание установлены в приложении к ХПК «Претензионный порядок урегулирования спора». Можно применить и иной порядок досудебного урегулирования спора: проведение переговоров, обращение к внесудебному медиатору и др. Но в таком случае кредитору будет непросто доказать его соблюдение. Поэтому самым популярным способом досудебного урегулирования спора выступает претензия.

Если же должник находится в процедуре ликвидации/банкротства или отказ от досудебного урегулирования спора указан в договоре, то в этих случаях предъявлять претензию не требуется. Однако не мешает кредитору направить претензию по своей инициативе.

 

Как составить претензию?

В соответствии с требования к претензии ХПК, в ней должны быть указаны:

  • ФИО кредитора и должника, их место жительства (пребывания, нахождения);
  • дата предъявления претензии;
  • обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
  • доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
  • сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
  • банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
  • перечень документов, прилагаемых к претензии.

Претензию необходимо направить должнику заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручить под роспись. Именно уведомление о вручении почтового отправления, а не квитанция об отправлении подтверждает вручение претензии должнику.

 

Когда можно обращаться в суд?

В соответствии с Пунктом 6 Приложения к ХПК максимальный срок рассмотрения претензии составляет 1 месяц, если иное не предусмотрено договором между сторонами. После соблюдения досудебного порядка урегулирования спора заявитель претензии имеет право обратиться в суд с иском либо заявлением о возбуждении приказного производства.

Если досудебный порядок был не соблюден, то производство по иску/делу можно считать невозбужденным, а сам судебный процесс – не начавшимся.